В Баренцевом море удалось найти затонувшую советскую подлодку "Декабрист"

Подводная лодка Декабрист

Новости России сегодня, 22 марта. В Баренцевом море в Мотовском заливе спасатели Северного флота опробовали модернизированную технику.

После серьезных доработок в строй вернулся автономный спасательный батискаф. Он может работать на глубине около 1 километра и проводить аварийно-спасательные подводные работы. Экипажу была поставлена цель - обнаружить, затонувшую в 1940 году в этом районе, первую советскую субмарину "Декабрист". Задачу выполнили блестяще, обнаружив подлодку там, где по свидетельствам она потерпела аварию. Теперь предстоит ее обследовать и выяснить причины, по которым она затонула.

Ее история началась 5 марта 1927 года, когда провели закладку первого корабля советской постройки - подводной субмарины I серии типа "Декабрист". После этого было построено еще 5 лодок этой серии. Это дата стала началом возрождения отечественной школы подводного кораблестроения. Шесть новых подлодок помогли подготовить кадры подводников и внести свой вклад в победе в Великой Отечественной войне.

Так как опыта у отечественных судостроителей было мало, то методом проб и ошибок первую подлодку создали через 3 года после закладки. К сожалению, не все недостатки удалось устранить. Самый опасный из них был - цистерны главного балласта слишком быстро заполнялись, из-за чего была угроза "провалиться" ниже допустимой глубины.

Советское подводное кораблестроение, приобретая опыт, набирало темп. В середине ноября 1930 года подводная лодка "Декабрист" вошла в состав Морских сил Балтийского моря, а в 1932 году ВМФ насчитывало уже шесть таких кораблей. За 13 лет, с 1928 по 22 июня 1941 года, удалось увеличить численность подлодок, которые находились в строю в 14 раз, до 212 единиц.

13 ноября 1940 года в 08.58 подлодка Д-1 (Декабрист) под командованием капитан-лейтенанта Ф.М.Ельтищева вышла с главной базы и направилась в Мотовский залив в полигон №-6. Согласно приказа командира Бригады подводных лодок, на полигоне командир Д-1 с 13.00 до 15.00 должен был проверить и отработать таблицы подныривания. Весь переход от Полярного до полигона наблюдался постами СНиС. В 13.45 ее в последний раз наблюдал пост №-111 (на мысе Шарапова), когда лодка погрузилась под перископом по пеленгу 160 градусов. Командир просигнализировал о погружение подводной лодки в 13.30 и после этого донесений не было. До 22.22 подлодке слали радиограммы, но не добившись ответа в 1.20 14 ноября начали обследовать Мотовский залив. В спасательной операции приняли участие эсминец «Стремительный», «Туман», «Умба», катера – охотники и К-1. Примерно в 10 утра рядом с м. Шарапов кораблям удалось обнаружить четыре масляных пятна и различные обломки, которые впоследствии определили как принадлежащие Д-1. Но самой большой неожиданностью стала находка в южной части залива (в полутора милях от острова Большой Арский) - в ночь на 18 ноября один из тральщиков сначала оборвал свой придонный трос (используемый при поиске), а затем корабельный металлоискатель показал наличие на грунте большого металлического объекта. Глубина в этом месте составляла 190 - 216 метров.

Выводы комиссии, которая занималась расследованием, свелись к следующему, что вероятнее всего «Декабрист» затонул по причине разрушения прочного корпуса, погрузившись на запредельную глубину. Это могло произойти либо из-за заклинки лодочных горизонтальных рулей, либо из-за ошибки экипажа. Подводная лодка Д-1 погибла при невыясненных обстоятельствах на глубине более 200 метров. Весь экипаж (55 человек) погиб. 31 декабря 1940 года Д-1 исключена из состава Северного флота.

До сегодняшнего дня предпринималось несколько попыток обнаружить Д-1, но ни одна из них не имела успеха. И вот теперь ее нашли и есть надежда, что исследователи смогут назвать причины, которые послужили причиной гибели субмарины.

Читайте также:

“Чёрная дыра” сильно напугала НАТО, – российская подлодка уничтожит врагов, оставаясь “невидимкой”>>>

Источник: 
автор:
Екатерина Волкова
Загрузка...